Инновационный евразийский университет. Инновационный евразийский университет Учитель, не понимающий «до конца новую программу»

Современный ученик должен свободно владеть казахским, русским и английским языками, а также IT-технологиями. Как реализуют эти задачи акмолинские школы, в интервью корреспонденту сайт рассказал руководитель облуправления образования Талгат Жунусов.

- Талгат Турлыбекович, в чём суть новых стандартов учебных программ?

Для того, чтобы сегодняшний ребенок, завтрашний специалист должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий - всё это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Таким образом, классическое образование направлено на знание и понимание. Обновлённое - ещё и на применение информации, анализ, синтез и умение оценивать. Программы успешно прошли апробацию вдвух пилотных школах - "Многопрофильной школе-лицее №5 им. С.Сейфуллина" г.Степногорска и Никольской Буландынского района. И уже есть хорошие результаты.

- Робототехника - элемент STEM-образования. Как у нас сегодня развивают эту науку?

В области активно развивается STEM-образование, особое внимание уделяем развитию образовательной робототехники. Сегодня в рамках проекта "Цифровизация в сфере образования" в области работают 124 кабинета робототехники, 4 робота-гуманоида, 19 - 3D-принтеров, 21 квадрокоптер.

В начале этого учебного года открыт новый IT-лицей на 900 мест с обучением по предметам естественно-математического цикла. Партией "Нұр Отан" инициированы три проекта по цифровизации, один из которых в сфере образования -"Бесплатные IT-классы для детей" и сейчас их в области функционируют 58. Буквально вчера, к слову, открылся IT-центр в Высшем колледже г.Кокшетау.

- Единая информационная система "Kundelik". В чём её суть и везде ли она внедрена?

С 2017 года в области началось её внедрение, на сегодняшний день все школы Акмолинской области перешли на электронный документооборот. Вся информация в процессе обучения доступна в режиме реального времени. Родители могут отслеживать изменения в расписании, текущих и окончательных достижениях ребенка.

- Какие цифровые образовательные ресурсы применяют учителя на своих уроках?

В системе образования республики и области функционирует образовательный портал "BilimLand". Это универсальная, полиязычная образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения.На портале "BilimLand"размещены более 40 тысяч цифровых образовательных уроков и миллион мультимедийнных материалов на трёх языках. Их применяют учителя, ученики, родители.

- Трёхъязычное образование - ещё одна примета современной образовательной системы…

Во-первых, изучение иностранных языков признано социально значимым. Это залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире;

Во-вторых, определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским - как языком межнационального общения;

В-третьих, осознана необходимость введения раннего обучения иностранного языка

В нашей области разработан "План мероприятий в рамках Дорожной карты развития трёхъязычного образования". В сельских школах будут созданы Клубы по обучению английскому языку волонтёрами. Это замечательный партийный проект, работа по которому уже началась.

Для развития трёхъязычного образования в казахстанских школах берётся за основу опыт экспериментальных школ для одарённых детей, НИШ, Казахско-турецких лицеев. В нашей области, в частности, это в том числе многопрофильная школа-гимназия №3 им. М.Габдуллина и новый IT-лицей "Білім - инновация".

Отделы образования разработали график поэтапного перехода изучения предметов естественно-научного цикла на английском языке в период с 2018-2022 годы. Согласно графику, переход преподавания предметов естественно-научного цикла на английском языке в нашей области будет проходить в следующем порядке: в 2018 году внедрение произойдет в 41 школе; 2019-м - в 56-ти; 2020-м - в 48; 2021-м - 41.

- Внедрение обновлённого содержания образования - это, в первую очередь, кадры. Современные, высокопрофессиональные, знающие языки и так далее?

Что касается внедрения трёхъязычияи преподавании предметов етественнонаучного цикла на английском языке. Проводится целевая подготовка учителей в вузах и колледжах; повышение квалификации педагогов физики, химии, биологии и информатики на английском языке. Также запущены программы по обмену студентами и привлечению волонтеров. Наши преподаватели прошли языковые курсы и получили уровни В1, В2, С1. В 2018 году планируется обучить более 6тысяч учителей на краткосрочных, уровневых и языковых курсах.

- Как школы обеспечиваются учебниками?

В связи с переходом на обновлённое содержание образования 3, 6 и 8 классов, на приобретение учебников в т.г. из бюджета выделено более 1,3 млрд тенге.Заключены договора с 16-ю издательствами, которые определены МОН РК. Закуплено более 877 тыс экземпляров учебной литературы.На сегодняшний день все учебники доставлены в школы области.

В связи с введением нового предмета "Краеведение", закуплено более 36 тыс экземпляров учебника по краеведению (издательство "Келешек-2030") и свыше 15 тыс - по предметам естественнонаучного цикла на английском языке ("Астана-Кітап").

- Талгат Турлыбекович, как известно, в области есть школы с трёхсменным обучением. Какие меры принимаются для решения данного вопроса?

Да конечно, в связи с миграционными процессами, движением контингента учащихся получилось так, что в конце 2017 года выявлено 12 школ с трёхсменным обучением.

В 2017 году для снижения их количества за счёт средств Нацфонда начато строительство 3-х объектов образования (школ на 900 мест в г.Кокшетау, на 800 мест с интернатом на 135 мест г.Щучинске Бурабайского района и пристройки к СШ №18 г.Кокшетау на 420 мест). Из них, на 1 сентября т.г. введены два объекта, это школы на 900 мест и дополнительный учебный корпус к СШ №18 в Кокшетау.

Кроме того, для снятия данной проблемы в области строятся ещё три школы на 2 300 ученических мест, с планируемым сроком ввода в 2019 году (на 800 мест в Щучинске, на 300 в с.Кажымукан и 1 200 в с.Коянды Целиноградского района.

Завершается разработка проектно-сметной документации для семи школ (СШ №№ 1,4,13 г.Кокшетау; один проект на 1200 мест для двух школ в с.Косшы (СШ №1 им. Р.Кошкарбаева и №2); №11 с.Семеновка; №37 с.Шубары Целиноградского района. Строительство данных объектов будет заявлено на 2019 год.

- Имеются ли аварийные школы?

К сожалению, имелась многолетняя проблема по аварийной школе в Буландынском районе. Для решения этого вопроса из областного бюджета выделялось 200 млн тенге - на реконструкцию Алтындинской средней школы. На сегодняшний день работы завершены, и учащиеся приступили к занятиям в обновлённом учебном заведении.

- Талгат Турлыбекович, какова техническая оснащённость школ области?

Этот вопросна протяжении долгого времени остаётся в поле повышенного внимания. Ежегодно выделяются средства на оснащение мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Порядка 80% школ оснащены такой мебелью. В текущем году на данные цели из средств районных и городских бюджетов выделено более 19 млн тенге.

о образования по таким предметам как физика, химия, биология, иностранный язык невозможно достичь без оснащения школ кабинетами новой модификации. Это делается с 2005 года, данный показатель включён в Государственную программу развития образования РК. Динамика обеспеченности с 2005 по сегодняшний день составила от 16,9 до 49,6%.

За эти годы для общеобразовательных школ области приобретено 986 кабинетов новой модификации на сумму более 3 млрд тенге, в том числе: из республиканского бюджета - 710 кабинетов на 2 319,3 млн; из районных и городских -276на 798,5 млн тенге.

- А в текущем году?

В этом году на приобретение кабинетов новой модификации из бюджета предусмотрено 55,4 млн тенге.

- Что скажете о подключении к интернету?

Все школы области подключены к широкополосному интернету. На эти цели в т.г. из республиканского бюджета районам и городам выделено 294,1 млн.

На протяжении трёх лет из республиканского бюджета для школ выделяются средства на приобретение комплектов нового мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран). В 2018 году на приобретение 305-ти комплектов мультимедийного оборудования из республиканского бюджета выделено 152,5 млн тенге. В 2016-2017 годах затрачено более 560 миллионов для оснащения 466-ти школ. На покупку компьютеров и интерактивных панелей в областных организациях выделено 45,6 млн тенге. В э.г. запланирована установка Wi-Fi-сетей во всех школах городов и райцентров. В мае из областного бюджета выделено 44,6 млн.

В целом могу сказать, что совершенствование материально-технической базы школ проводится в плановом режиме.

- Спасибо заинтервью!

Это позволяет видеть и структуру письменного материала и ориентироваться в нем. А если это не книга, а текстовый редактор, то можно быстро переместиться в любой раздел, нажав необходимый пункт указателем мыши. Переключившись же в программе в режим структуры, легко менять части местами, не удаляя их при этом в одном месте и вставляя в другом.

Можно также оперативно, без больших трудозатрат, обновлять информацию при добавлении или удалении тех или иных параграфов, изменении фактической нумерации их страниц при форматировании текста и т.д.

Это становиться возможным, только если информация создана автоматически текстовым редактором. Написанная же вручную, она не дает таких возможностей и практически не используется. Уметь создавать и пользоваться этой возможностью текстового редактора должен каждый продвинутый пользователь компьютера.

Создание оглавления в Word 2010, 2007, 2013 в ручную и автоматически

Перед началом работы необходимо пронумеровать листы документа. Принцип создания вручную понятен, но труден.

Но и эту работу для своего удобства упростим. Копируем по порядку названия параграфов, являющиеся заголовками, в Буфер обмена Office, устанавливаем курсор в нужное место и выбираем кнопку Вставить все .
Все выбранные нами названия расположатся в порядке их копирования. Указываем в списке для каждого параграфа номер листа. Ручная работа имеет смысл только при очень маленьком , не изменяемом объеме информации. Или, что довольно парадоксально, при очень большом объеме, когда имеется более 9 уровней вложенности (Word поддерживает не более 9).

Создавая же содержание автоматически , в начале каждого параграфа выделяем форматируемое нами название. На вкладке Главная – выбираем кнопку «Заголовок 1 ».
Выделенный абзац форматируется его стилем. Изменяем формат , если это необходимо или оставляем текущий вид. Аналогично остальные выбранные нами абзацы. Далее устанавливаем курсор в документе в нужное место, вкладка Ссылки → слева кнопка Оглавление , и здесь выбираем Автособираемое , указателем мыши.
Все, список параграфов создан .

Как обновить содержание в Word 2007, 2010, 2013

В редакторе указателем мыши встаем на поле страницы чуть выше созданного нами содержания.
После этого появляется кнопка Обновить таблицу , выбираем ее, появляется диалоговое окно Обновление оглавления, где предлагают или обновить только номера страниц, или обновить целиком.
Выбираем нужное и ОК .

Создание оглавления в Word 2003

В тексте выделяем форматируемый абзац. Далее меню Формат Стили и форматирование.
Справа открылась область задач, в которой перечислены доступные уровни заголовков и наглядно представлено форматирование каждого.
Выбираем первый уровень . Если заголовок должен быть написан заглавными буквами, то отмечаем в формате. Здесь имеется определенная тонкость : до этой процедуры текст не должен иметь написание заглавными буквами, иначе при создании содержания буквы в нем будет такими же.

Аналогично остальные выбранные нами абзацы по уровням.

Создаем само содержание . Меню Вставка Ссылка Оглавление и указатели.
В появившемся диалоговом окне выбираем вкладку Оглавление . Выбираем нужный Формат , Уровень , Заполнитель , ставим флажок на Показать номера страниц и Номера страниц по правому краю.
И нажимаем ОК . Если необходимо, форматируем получившийся список сразу, или заранее меняем стиль «Оглавление ».
В Word существуют также альтернативные полуавтоматические методы, с помощью определенных стилей и кодов полей.

Но эти возможности довольно сложны, трудоемки и используются только профессионалами при сборке очень больших документов.

Подходит к концу август, на носу - начало учебного года, а это значит, что наступила пора активной подготовки к нескольким месяцам учёбы, проверок домашних заданий и получения знаний. Причём подготовку ведут не только школьники, которым предстоит в очередной раз сесть за парты, но и педагоги, а также ответственные государственные учреждения, основная цель которых – решение всех возникающих проблем и вопросов в сфере образования.
Именно для того, чтобы подвести итоги предыдущего сезона и наметить планы на грядущий, и проводится ставшая уже традиционной августовская конференция работников сферы образования, посвящённая 20-летию столицы Республики Казахстан Астаны.

Конференция педагогов
В этом году конференция состоялась в понедельник, 27 августа, в здании академии творчества в микрорайоне «Батыс-2». Августовская конференция педагогических работников города Актобе в рамках обновления содержания образования – это важная веха на пути к качественному обучению.
Цель августовской конференции – это подведение итогов работы в системе образования за 2017-2018 учебный год, обсуждение и определение основных направлений в рамках обновлённого содержания образования.
Во время августовской конференции был проведён педагогический форум «Человеческий капитал в условиях четвёртой промышленной революции». Его посетили гости: аким Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ , аким города Актобе Ильяс ИСПАНОВ , а также секретарь областного маслихата Сания КАЛДЫГУЛОВА . Кроме того, на мероприятии присутствовали депутаты, представители неправительственных организаций города Актобе, ветераны педагогического труда, а также многочисленные родители и педагоги.

Обмен опытом
Августовская конференция – это всегда крупное событие, которое охватывает многие аспекты современной системы образования. В начале мероприятия была проведена выставка творческих работ и изобретений тех ребят, которые являются учащимися учреждений дополнительного образования. Такие выставки всегда интересны и хорошо запоминаются, потому что юные актюбинцы вкладывают в них весь свой талант и фантазию.
Кроме того, в рамках городской августовской конференции было проведено 50 секционных заседаний по всем дисциплинам. По официальной информации, в них приняло участие 3,5 тысячи учителей, работающих в городских школах. Отмечается, что все секционные заседания были проведены в форме фасилитационой сессии, тренингов, коучингов, диалогических площадок и трибун. Специалисты провели череду мастер-классов и круглых столов для повышения уровня грамотности педагогов, предоставили филологические панорамы.
В рамках работы данных секций в НИШ состоялись тренинги для учителей 6 и 8 классов общеобразовательных школ города Актобе. Всего в них приняли участие 325 педагогов. Во время проведения данной секции учителя делились своим опытом, проводили мастер-классы, рассказывали о приёмах, которые используют во время уроков во время учебного года.
С целью обмена опытом и достижениями в сфере образования в город Актобе были приглашены учителя Назарбаев интеллектуальной школы, тренеры центра педагогического мастерства и центра повышения квалификации «Орлеу». Они поделились собственным опытом работы, рассказали о проблемах и перспективах обновлённого содержания образования, а также обсудили все новости, связанные с инструктивно-методическим письмом и новым государственным образовательным стандартом.

С нового года в новую школу
В рамках августовской педагогической конференции города Актобе состоялось и другое не менее важное мероприятие: открытие новой общеобразовательной школы в Акжар-2. Строительство учебного учреждения было осуществлено ТОО «СДС-2012». На открытии присутствовали глава региона Бердыбек Сапарбаев и аким Актобе Ильяс Испанов.
Известно, что новая школа в нынешнем учебном году гостеприимно примет в своих стенах более 900 учащихся. Школа №70 будет носить имя казахского советского учёного-педагога и писателя Малика ГАБДУЛЛИНА .
Торжественная церемония открытия новой школы прошла ярко и надолго запомнилась всем участникам праздника. Почётные гости, в соответствии с традицией, перерезали символическую ленточку, а затем совершили тур по школе. Они ознакомились с тем, как она оснащена, какое оборудование использованы, соблюдены ли все санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности.
Во время осмотра гости подчеркнули, что школа построена качественно, она обладает удобной планировкой, что сделает учебный процесс комфортнее и качественнее.
В целом, можно сказать, что школа №70 имени Малика Габдуллина – это трёхэтажное здание общей площадью более 12 тысяч квадратных метров. Она спроектирована с учётом потребностей детей в обучении, отдыхе, культурном и спортивном образовании. Не забыли проектировщики и о детях с особыми образовательными потребностями: специально для них в школе установлены лифт и пандусы с поручнями.
Школа, рассчитанная на 48 классов, будет работать в 2 смены. Она оснащена спортивным залом площадью 569 квадратных метров и актовым залом на 218 человек, с большой сценой и артистическими гримёрными. Будет в школе и большая библиотека, которая рассчитана на 20 тысяч книг. На первом этаже школы №70 расположилась просторная столовая на 312 мест. В целях безопасности на входе установлены турникеты, предусмотрены места для охраны.
Отмечается, что с открытием школы №70 решается проблема трёхсменного обучения средних школ №45, 49 и Акжарской начальной школы в посёлке Акжар-1. Одним словом, новая школа – это значимое событие для всего города и настоящий праздник. В честь него детям, которые только пойдут в 1 класс, были вручены канцелярские принадлежности в качестве подарков.

Праздничные подарки
Подарки получили не только юные актюбинцы: в рамках традиционной августовской конференции аким города Ильяс Испанов вручил подарки 20-и лучшим учебным заведениям Актобе. Им достались проекторы с экранами, современные видеокамеры и фотоаппараты.
Кроме того, глава города отметил заслуги и профессиональное мастерство лучших актюбинских учителей. 20 лучших педагогов получили почётные грамоты и денежные сертификаты размером 100.000 тенге. 4 педагога были награждены почётными грамотами министерства образования и науки Республики Казахстан, ещё 4 – благодарственными письмами от имени этого же ведомства. Сразу 8 актюбинских учителей были отмечены благодарственными письмами председателя комитета по контролю за качеством образования МОН РК. Ещё пятеро работников сферы образования получили благодарственные письма председателя департамента по контролю за качеством образования по Актюбинской области.
В завершение конференции состоялся праздничный концерт, на котором поздравляли ветеранов педагогического труда, внёсших большой вклад в отечественную систему образования.

Эта статья содержит пояснения, сделанные для Microsoft Word 2010, но она так же применима и для других популярных версий Microsoft Word - 2007 и 2013.

Как создать содержание / оглавление в Word?

Создать оглавление в Word можно как вручную, так и автоматически. Второй вариант предпочтительнее, потому что Word позволяет не только вставить оглавление по имеющимся в тексте заголовкам, но и в дальнейшем легко и просто обновлять это оглавление - как сами заголовки, так и номера страниц, на которых они расположены. Конечно же, автоматически формируемое оглавление особенно актуально для больших текстов.

Перед автоматическим созданием оглавления вам необходимо показать, что является заголовками и подзаголовками в вашем тексте. Выделите полный текст заголовка или подзаголовка, затем на вкладке "Главная" в подразделе "Стили" выберите нужный уровень заголовка (мы рекомендуем создавать оглавление на основе не более чем трех уровней заголовков, иначе читателю будет сложно ориентироваться в тексте).

Подсказка: часто бывает удобным присваивать стиль с использованием кнопки "Формат по образцу" - выделяете заголовок-образец, нажимаете упомянутую кнопку и затем щелкаете по новому заголовку.

Когда Вы добавите все заголовки и подзаголовки вашего текста, приступайте к созданию раздела оглавления (или содержания). Щелкните в то место в документе Word, где должно быть расположено оглавление, затем перейдите на вкладку "Ссылки" и нажмите кнопку "Оглавление". В открывшемся списке выберите нужный формат оглавления ("Автособираемое оглавление 1" или "Автособираемое оглавление 2") - после этого оглавление будет добавлено в указанном вами месте документа.

Как обновлять содержание / оглавление в Word?

После того, как вы дополните документ текстом и новыми заголовками, а также, возможно, измените ранее добавленные заголовки, вам потребуется обновить содержание документа. Для этого выделите оглавление и в появившейся рамке нажмите кнопку "Обновить таблицу". В открывшейся форме сообщите Word, какой именно вариант обновления вам нужен:

  • если состав и текст заголовков не менялся - выберите "обновить только номера страниц";
  • если добавлялить, удалялись или изменялись заголовки - выберите "обновить целиком".

В настоящее время в педагогическом сообществе нет более актуальной темы, чем модернизация системы образования. До сих пор идут дискуссии сторонников и противников внедрения обновлённого содержания образования.

Хотелось бы воспользоваться возможностью через нашу областную профессиональную газету «Учительская плюс» выразить своё мнение о плюсах и минусах обновлённого содержания образования. В первую очередь поддержу сторонников «обновлёнки». Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать систему отечественного образования.

Организация экономического сотрудничества и развития создана в 1961 году. Миссия ОСЭР – содействие политике улучшения благосостояния людей, что отражается в слогане организации «Best policies for better life» (лучшая политика для лучшей жизни). ОСЭР объединяет 35 стран. Казахстан присоединился к ОСЭР в 2010 году. И первый мониторинг, проведённый по стандартам ОСЭР, показал, что наши 15-летние учащиеся отстают от среднестатистических школьников стран ОСЭР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию – на два года и по математике – на полтора года. Были изучены причины такого отставания, и анализ показал, что наша страна не отвечает международным стандартам в области содержания образования. Поэтому, в первую очередь, стал вопрос о необходимости обновления содержания образования в казахстанских школах. Чтобы понять, где и насколько мы уступаем, в 2019 году впервые пройдёт сравнительное исследование качества учительского корпуса и в 2020 году будет проведён замер компетенций взрослых от 16 до 65 лет.

В 2015 году Казахстаном была принята Дорожная карта обновлённого содержания образования, которая состоит из конкретных шагов по формированию компетенций, принятых странами ОСЭР: уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, быть в команде с партнёрами и обществом. Дорожная карта включает в себя поэтапное внедрение 12- летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах. Разработаны шаги по развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний. Начата работа по цифровизации образовательного процесса и контента. Внедряется политика трехъязычия и системного изучения английского языка, идёт переход казахского алфавита на латинскую графику.

Как видим, внедрение обновлённого содержания образования необходимо для того, чтобы войти в клуб 30 самых развитых стран мира. А это политический курс государства.

Вместе с тем правы и противники обновления содержания образования. Реализация идёт без учета лучших советских и казахстанских традиций. Нельзя формально «насадить» западные модели образования в нашу среду. Для того чтобы обновление содержания образования проходило более успешно и результативно и было поддержано общественностью, учителями и особенно родителями необходимо учитывать наш опыт – фундаментальное советское и казахстанское образование. В последнее время мы постоянно приводим в пример США, Западную Европу. Но объективности ради нужно отметить, что ведь там общественность очень озабочена низким уровнем знаний своих школьников. Слабое место в системе западного обучения на протяжении многих лет – это низкий уровень преподавания и изучения математики, физики, химии. А в советской школе, по мнению западных экспертов, фундаментальным предметным дисциплинам учили более качественно и основательно. И нам необходимо, вводя обновлённое содержание образования, сохранить наши традиции в фундаментальной подготовке школьников.

Вместе с тем нужно признать, что в традиционном советском и казахстанском образовании акцент делался на теорию и меньше внимания уделялось практическому применению знаний. Как известно, международные и отечественные специалисты неоднократно указывали на отличительные особенности нашего фундаментального образования, в центре которого, в большей степени, способность к запоминанию, нежели способность к мышлению. Этот недостаток фундаментальной подготовки не давал технологической отдачи, не формировал компетенции. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития в основе лежит компетентностная философия, при которой акцент делается, прежде всего, на технологический подход, формирование компетенций. Поэтому страны ОЭСР (Корея, Япония, Финляндия) добились больших экономических успехов за счет компетенций, технологий в образовании, что привело к высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Хочу подчеркнуть: компетентностный, технологический подходы не отменяют фундаментального подхода. Без этого достижения советской школы мы не обойдёмся. Вместе с тем мы должны понять, что в обновлённом содержании образования нужно соединить фундаментальный и компетентностный подходы. Таким образом, обновлённое содержание образования предполагает смену парадигмы образования: от «инструктивного» образования к «конструктивному». Результатом современного образования станут способы активного познания и преобразования окружающей действительности.

Кроме того противники обновлённого содержания образования отмечают увлечение цифровизацией и слабую гуманитарную подготовку учащихся. Исследования показывают, что современные дети стали хуже говорить и писать, так как виртуальное общение ведёт к утрате коммуникационных устных и письменных навыков. Увлечение «цифрой» формирует у учащихся «клиповое мышление». Современные ученики не пытаются даже коротко переписываться в социальных сетях, а используют незамысловатые смайлы или вовсе перебрасываются мемами. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы создали психологическую проблему безлюдного обучения, так как в Интернете нет реального общения: контактов с реальными людьми и с реальным миром. Зато можно всё. Поэтому школьники подписываются в сетях вымышленными именами – никами и выставляют вымышленные фотографии – аватарки. Такая виртуальная жизнь ведет к фрагментарному живому общению. Материальные учебники и учитель теряют позиции главных источников знаний.

Благодаря социальным сетям школьники-виртуалы зацикливаются «на себе любимых». Давайте задумаемся, почему в последнее время люди так увлечены селфи: фотографируют себя даже в самых примитивных бытовых ситуациях. Потому, что в условиях сети можно говорить о себе бесконечно, возводя на пьедестал своё самолюбие. Только в интернете можно так легко самоутвердиться.

Школе нужно защищать учеников от негативного воздействия цифровых технологий и вредоносной информации, которую они получают. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В ней в статье 13 говорится, что дети имеют право на получении информации, если она не наносит им вреда. В феврале 2015 года у нас принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Реализуя обновлённое содержание образования, необходимо соблюдать разумный баланс между правом ребёнка на свободу выражения, свободу доступа к информации и ограничениями в её получении. Сегодня, когда поток информации становится безграничным, внедряя обновлённое содержание образования, упор нужно сделать на умение критично воспринимать информацию.

Таким образом, если в ходе модернизации системы образования будут сняты все вопросы и будет идти системная работа по её корректировке, то педагогическая общественность, всё сообщество поддержит реализацию обновлённого содержания образования. Сегодня его реализацию нужно сделать такой, чтобы она позволила ответить на все вопросы учителей, родителей, школьников, а значит, получила бы поддержку всего казахстанского общества.

Римма БЕКТУРГАНОВА,
советник ректора КГПУ, доктор педагогических наук, член Академии естественных наук и информатизации

2024 kidspartyband.ru. Литература в школе.