Методическая разработка нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком (И краткая)

Тема: Звук и буква «Й»

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.

2. Учить детей правильно произносить звук [Й].

3. Продолжать учить анализировать предложение, составлять схему.

4. Учить преобразовывать слова.

5. Совершенствовать умение определять место звука в слове.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: сигнальные знаки, предметные картинки с буквой Й, карандаши, тетради, зеркала, наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну, а сначала давайте поиграем.

    Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Сумка несет человека.

Магазин идет в Дариму.

Зайка поймала волка.

За осенью наступило лето.

Рыбка поймала Баира.

    Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики.

Общее расслабление. Движения по тексту.

Утром солнышко встает,

И цветам тепло дает.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота.

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно дружно всем вставать

    Массаж лица:

поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);

постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);

поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).

    Развитие мимических мышц

    Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

Для челюсти: боковые движения челюстью - «обезьянки»

Обезьянки прибежали,

И дразнить хозяйку стали:

Вправо-влево, вправо-влево,

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

Для губ: губы «трубочкой», «бубликом», «улыбка»;

для языка: «маляр» (гладим нёбо)

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Красит, красит потолок,

Будет очень хорошо.

    Работа по развитию дыхания и голоса.

«Сирень». Понюхаем цветущую сирень: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.

    Знакомство со звуком [Й].

Логопед. Ребята, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова?

Какой последний звук в этих словах? (звук [й].)

Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука? - Давайте дадим характеристику этому звуку.

Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда).

Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий.

Как мы его будем обозначать? (зеленым кружочком).

    Играем «Хлопни, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Хлопните, когда услышите звук [Й].

- [й], [у], [э], [й], и т.д. (из ряда звуков);

Бо, му, ай, та, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);

Майка, кот, воробей, собака, май, чай, зайка и т.д. (из ряда слов).

    Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й]. - Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)

Обозначьте на домиках место звука [Й] в вашем слове. (в начале слова, в середине, в конце)

Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?

В разрезной азбуке найдите букву Й.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения. Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)

Сколько в нем слов? (четыре).

Какое первое слово?

Второе?

Третье?

Четвертое?

Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Воробей, крыша, на, сидеть.

Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й».

Какое слово получиться? (МАКИ).

Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ).

Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ).

Какую букву мы убрали?

Какой звук она обозначает?

8 . Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас откроем тетради и сделаем разбор слова МАЙ.

Сколько звуков в этом слове? (три).

Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим кружочком).

Почему? (Он согласный твердый).

Какой второй звук? ([а]).

Как обозначим? (красным кружочком).

Почему? (Он гласный).

Какой следующий звук? ([Й]).

Как мы его обозначим? (зеленым кружочком).

Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.

Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Какой это звук?

Почему?

Какой буквой он обозначается?

Цель занятия: изучаем букву Й, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Й, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Й по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Попугай Йогурт Йог

  1. Послушай, пожалуйста, слова (выделяйте голосом последний звук): мой, твой, дикий, добрый, умный.
  2. Какой звук есть во всех этих словах?
  3. Какой звук есть и в слове ПОПУГАЙ, и в слове МАЙКА?
  4. В начале, в конце или в середине слова звук [Й] в слове ПОПУГАЙ? - МАЙКА? - ДАЙ? - АЙБОЛИТ?

Когда мы произносим звук [Й], кончик языка - за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу. Произнеси: ЙЙЙ. Спинка языка поднимается к нёбу и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Й].

  • Гласный или согласный звук [Й]?
  • Звонкий или глухой?
  • Почему?
  • Рассмотри букву Й. На какую букву она похожа?

Буквы похожи, а звуки совсем разные: [И] - гласный, а [Й] - согласный звук.

Повтори: ЗАЙКА. Какой первый слог в этом слове?
А какой в этом слове второй слог?

Аналогично - со словами МАЙКА, УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРАМВАЙ, АЙБОЛИТ.

Прочитай слова:
мой, май-ка, ум-ный, доб-рый, крас-ный, ге-рой, зай-ка, глу-пый, силь-ный, зе-лё-ный, за-бав-ный, трам-вай.

Задание: печатная буква Й для дошкольников

Рассмотри букву Й. Нашили букву Й в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай,
Отправляется… (трамвай).

Что мы пели, угадай?
Кара… (вай).
Что нам пели, угадай? Баю… (бай).
Что за месяц, угадай? Месяц… (май).
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька - йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
- Надо попробовать! - решил Мыша.
- Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Загадки для детей на букву Й

Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит.
(Чайник)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машина)

Может и разбиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица?
(Лентяй)

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репей)

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репей)

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник)

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
- Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной!
Ой-ой-ой, бедный!
(Е. Благинина)

Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ.
- Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! - сказал АЙ-АЙ.
(Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой!
Старый, будь как молодой!
(В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей:
Вот горностай, вот - воробей.
(Е. Григорьева)

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти, смекай и отгадай -
Как, с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи?
…Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал «Крючок сотри
Над буквою «И краткое».
(С. Маршак)

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей.
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели: Закрепить правильное произношение звука й в речи, учить определять позицию звука в словах, образовывать прилагательное от существительного, согласовывать прилагательное с существительным, формировать умение составлять описательный рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед предлагает сесть тому, кто ответит:

  • чем отличается звук от буквы;
  • какими бывают звуки (гласные, согласные);
  • почему они называются гласными;
  • кто назовет слово, в котором первый звук гласный;
  • рассказать про согласные звуки;
  • придумать слова на согласный звук.

II. Изучение нового материала.

1. Помощник воспитателя незаметно запускает в кабинет бумажный самолетик. А на нем изображена карта, где находится сундук с кладом. По заданному маршруту (например: от окна два шага вперед, один шаг направо, три вперед и т.д.) дети находят сундук.

2. Логопед предлагает отгадать загадку, что бы открыть сундук:

“Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот внутрь попадет”

3. Дети поочередно достают из сундука картинки (майка, змей, лейка, клей, трамвай, скамейка, балалайка, улей, попугай, воробей, кофейник, йогурт) и выставляют на мольберт, проговаривая изображенное на картинке.

Логопед. Какой звук встречается в этих словах? (Звук й )

4. Характеристика звука й : этот звук согласный, звонкий, всегда мягкий.

5. Определить позицию звука й в каждом слове.

У каждого ребенка на столе “речевая линейка" 1 . Дети работают самостоятельно, один ребенок комментирует.

Слова для справок: клей, муравей, попугай, майка, скамейка, воробей, йод, чайник, сарай, линейка, трамвай, троллейбус, Незнайка, йогурт, герой.

III. Знакомство с буквой й .

1. Логопед предлагает рассмотреть букву и ответить, на что она похожа, на какую букву.

    Й как И в твоей тетрадке
    Чтобы Й не путать с И ,
    Сверху галочку пиши.”

2. “Напечатать” букву й в тетради.

3. “Угадай слово” (буквы различны по высоте).

    А кйМ а майка

Логопед. Полученное слово “напечатать” в тетради.

4. Звуко-слоговой анализ слова “майка”.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски интонационно делит слово на слоги, последовательно выделяет звуки, называет изолированно, характеризует их (гласный, согласный твердый или мягкий) и обозначает соответствующей фишкой.

Логопед. К какому из этих разделов: “Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”, относится слово МАЙКА?”.

IV. Физкультминутка.

Имитация движений надевания: шапки, платка, пальто, шарфа, варежек. Застегивание молний, пуговиц, завязывание шнурков.

V. Закрепление знаний по теме “Одежда”:

1. Игра “Что весит? Что лежит?”

Логопед раздает детям картинки с изображением одежды. На фланелеграфе размещена картинка с изображением шкафа. Каждый ребенок называет одежду на своей картинке, при этом указывает ее место расположения в шкафу (вешают ее или кладут на полку).

  • Описание одного предмета одежды по схеме (1. цвет; 2. материал; 3. части одежды; 4. сезонность одежды; 5. для кого предназначена одежда; 6. действия с одеждой 2 . Задание выполняется по цепочке (один ребенок начинает, а другой продолжает).
  • Логопед предлагает детям прослушать предложение, найти в нем ошибку и произнести его правильно.
  • а) У Оли /зима/ шапка и шуба.
    б) У Маши /весна/ пальто.
    в) Летом Аня надела /белый/ платье.

VI. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились? (й ) Вспомнить слова в которых есть этот звук.

1 “Речевая линейка” – это карточка, с наложением фишки для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец)

2 Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с., 33 л. ил.: ли.

Тема. Звук й. Буква й

Цель:

Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах, учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки: работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов: каравай-край-улей двойка-воробей-лейка линейка-попугай-стройка герой-змей-трамвай попугай-балалайка-скамейка зайка-майка-сарай копейка-клей-чайка скамейка-стройка-тройка

II. Игра «Лабиринт»

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

Речевая зарядка.

Ой-ой-ой - дядя наш герой.

Ай-ай-ай - испекли мы каравай.

Ей-ей-ей - на ветке воробей.

У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

Дидактическая игра «Мой. Моя»

Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».

Это мой карандаш. Лайка лежит под скамейкой. Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей. Зайка сидит под ивой. Мой дядя герой.

Игровое упражнение «Придумай слово».

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

Дидактическая игра «Составь предложения» (по картинкам)

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

Чтение слов: (С, М, Г,З) -айка

Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара... за...ка ма...ка я...цо ле...ка ша...ба уле... зме... лентя... трамва... стро...ка ма... попуга...

III. Физкультминутка

IV.Письмо предложений:

Мой руки и шею. Едет трамвай. Это твоя майка. У Маши линейка. Андрей взял клей. Уйди с мостовой. В красивой клетке попугай.

VI. Подведение итога занятия.

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  • работать над межпредметными связями.

Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фотография "Ордена славы".

Оборудование для учащихся:

  • Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс 2 часть
  • Учебник "Русская азбука плюс"В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
  • Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

На доске слоги:

тво сво сто

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? - Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

А на с. 37 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы".

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
  • Как называется буква?
  • С какой буквой не надо путать й?
2024 kidspartyband.ru. Литература в школе.