Индивидуальный маршрут ребенка с пороком сердца образец. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, обучающегося по программе VIII вида

Карабаева Гульнара Исмагуловна

Заместитель директора по УВР

школы-интерната им. Крупской

Восточно-Казахстанская область,

г. Усть-Каменогорск

Мини – кейс

«Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    возрастом ребенка;

    состоянием здоровья;

    уровнем готовности к освоению образовательной программы;

    особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом специалистов образовательных учреждений.

    В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами школьного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

    Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

    Это создание в школе условий, способствующих позитивной социализации школьников, их социально – личностного развития.

    Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

    Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

    Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала школы и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

    Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

    Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

    государственным заказом;

    потребностями и запросами родителей;

    индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

    возможностями образовательного учреждения;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

    Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу школьного образования;

    Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

    Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

    Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

    формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

    развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

    формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

    формирование представлений о пространстве, времени

    Методы, используемые в работе:

    Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

    Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

    Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

    Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

    Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

    При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы :

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка.

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

Принцип опоры на детскую субкультуру.

На основе анализа изученной литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

1.Цель этапа : выявить группу школьников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп школьников по трудностям»

2.Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности школьников и их причины»

ФИ -Выявленные трудности –причины- Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования . Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности школьников .

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.!

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

    Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

    Предполагаемый результат:

    развитие социальной компетентности;

    развитие коммуникативных навыков;

    коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

    развитие чувства самоценности;

    коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим ученикам равные возможности при обучении в школе.

В связи с введением ФГОС ДО всё чаще приходится слышать такое понятие, как индивидуальная образовательная траектория ребёнка (далее ИОТ). Во ФГОС ДО про ИОТ говорится в п. 3.2.3. Там прописано, что построение ИОТ необходимо для индивидуализации образования и осуществляется на основе педагогической диагностики (мониторинга).

Что же это такое и как его создавать? Давайте попробуем с вами разобраться.

Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) — это это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.

Если использовать понятия, данные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то индивидуальная образовательная траектория (как и маршрут) представляют собой индивидуальный учебный план.

ИОТ призвана определить персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, коммуникативного потенциала личности дошкольника в рамках основной или адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Индивидуальная образовательная траектория как правило составляется для детей имеющих разные стартовые возможности. Исходя из этого можно выделить следующие виды ИОТ:

  • ИОТ для детей, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в силу недостатка развития познавательных процессов;
  • ИОТ для детей с опережающими темпами развития;
  • ИОТ для детей «группы риска», нуждающихся в коррекции поведения и /или эмоционально-волевой сферы;
  • ИОТ для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и т.д.);
  • ИОТ для детей с ограниченными возможностями здоровья, о котором идёт речь в этой статье.

В настоящее время не существует единой утверждённой нормативными документами формы ИОТ. Поэтому я хочу предложить познакомится с тем вариантом ИОТ, который я использую в своей работе.

Структура ИОТ состоит из:

  • Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и специалист, который является ответственным за реализацию ИОТ.
  • Пояснительная записка. В ней необходимо отразить на основе какой образовательной программы составлена ИОТ, цели, задачи и планируемые результаты.
  • Сведения об обучающемся. Данный раздел включает в себя: данные ребёнка (ФИО, возраст, посещаемая группа, степень адаптации, продолжительность посещения ребёнком ДОУ, характеристику ребёнка на момент составления образовательной траектории а и т.д.).
  • Данные о прохождении ПМПК.
  • Специальные условия получения образования.
  • Индивидуальный учебный план.
  • Расписание образовательной деятельности.
  • Содержание ИОТ. Включает в себя 4 компонента: диагностический, воспитательный. коррекционно-развивающий, образовательный.
  • Организация работы с родителями в рамках реализации ИОТ. Данный раздел отражает формы работы с родителями.
  • Методическое обеспечение ИОТ . Этот раздел включает в себя: перечень методической литературы, дидактических игр, демонстрационных материалов и т.д.

Список литературы, используемый при подготовки статьи:

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов в дошкольном учреждении/ Под ред. Т.В. Волосевич. — М., 2014.
  2. Интернет-
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Коллектив авторов

Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности)

«Гостевые группы».

Некоторые дети по тем или иным причинам не подлежат включению в группы общеразвивающей направленности (медицинские противопоказания, например, эпилепсия в тех случаях, когда нет стойкой ремиссии; дети с некорректируемыми проблемами поведения, с низким ресурсом адаптации). Специально для таких случаев нами было разработано моделирование ситуации включения. Дети посещают лекотеку, участвуют в различных мероприятиях дошкольного учреждения совместно с родителями (без посещения группы), а также к ним приходят «гости» – типично развивающиеся сверстники. Педагог-психолог, являющийся ведущим специалистом ребенка, организуя «гостевые» визиты, прорабатывает такие вопросы как:

– подбор «гостевой группы» в зависимости от психофизических особенностей ребенка с ОВЗ и особенностей приходящих детей;

Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Существует мнение, что группа кратковременного пребывания является обязательной ступенью для включения ребенка с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников. Результаты нашей работы говорят о нецелесообразности такого подхода. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии намного успешнее социализируются в случае их включения в группу типично развивающихся сверстников; довольно быстро проходят путь от подготовительного этапа до полного включения. В то же время воспитанники, которые посещали группу кратковременного пребывания вместе с другими детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии, долго не достигали уровня социализации, позволяющего полностью включать их в группу нормально развивающихся сверстников.

Примеры построения индивидуального образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ

Пример 1.

Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с синдромом Дауна; системное недоразвитие речи.

Девочка из многодетной семьи (5-й, последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.

Длительность этапов планируется предварительно в соответствии с уровнем психофизического развития и тяжестью нарушения конкретного ребенка и может изменяться в зависимости от результатов коррекционно-развивающей работы.

По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 1 году 6 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30 минут во время свободной деятельности в группе).

Выявлено, что девочка не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания, может подойти к другому ребенку, привлеченная игрушкой в его руках, отнять ее или толкнуть. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе педагога-психолога и воспитателя не реагирует.

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с девочкой;

Показатели (индикаторы) выполнения задач:

– возникновение и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с ведущим специалистом;

– возникновение и увеличение числа случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой, игровой ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– возникновение и увеличение числа случаев проявления интереса к деятельности сверстников, попыток установления контакта с ними.

Для решения поставленных задач определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, в которую будет включена девочка.

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:

Индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;

Участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе, в которую предстоит включение.

Для успешной реализации задачи включения необходима предварительная работа с другими участниками педагогического процесса – нормально развивающимися детьми, их родителями и педагогами ДОУ (таблица 10).

Таблица 10.

По итогам реализации этапа составляется заключение ведущего специалиста (см. ниже).

2-й этап. Январь – май.

Частичное включение начато с включения ребенка в группу во время проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.

Структура гостевого визита:

– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);

– передача ребенка педагогом-психологом матери с дальнейшей возможностью продолжить прогулку с группой;

– участие ребенка в организованной деятельности детей на прогулке (продолжительность в зависимости от его состояния);

– уход домой.

Индивидуальную программу включения на конкретный временной период удобно оформлять как раздел индивидуального образовательного маршрута в предложенной ниже форме.

девочка посещает группу по установленному графику (болела ОРВИ с… по…), в детский сад идет охотно, в группе активна, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает ситуативно. Перестала привлекать к себе внимание, хватая сверстников за лицо и волосы, для общения использует голос («мычит»), выражая симпатию, обнимает, при непонимании может толкнуть. Самостоятельно надевает штаны и шапку. С помощью взрослого надевает кофту (куртку), ботинки. Застегивает «липучку» без продевания в петлю. Рекомендовано увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу группы. Комментарии авторов пособия: в примере 1 не прописаны условия и собственно индивидуальный образовательный маршрут, который определяет ПМПК, что необходимо для направления ребенка в учреждения системы образования города. Приведем образец заключения ПМПК.

Пример 2.

Мальчик, возраст 4 года 2 месяца.

Основные особенности развития: парциальная несформированность психических функций (преимущественно речи) у ребенка с синдромом Аперта.

Мальчик из многодетной семьи (3-й, последний ребенок). Мальчик воспитывается в условиях гиперопеки и изоляции от контактов с окружающими, так как семья тяжело переживает реакцию незнакомых на необычный внешний вид ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с 14-часовым пребыванием на полный день.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 3 годам.

Для последующего включения определена группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями ОДА.

Формы работы с ребенком:

Игровые сеансы в структурном подразделении лекотека;

Индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом.

Работа с участниками педагогического процесса в группе, в которую предстоит включение, представлена в таблице 11.

Таблица 11.

2-й этап. Октябрь – декабрь.

Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Гостевые визиты в группу, куда готовится включение.

Структура гостевого визита:

– участие в играх-тренингах на развитие коммуникативной сферы (10-15 мин);

– свободная деятельность в группе (30 мин);

– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);

– участие в деятельности на прогулке;

– передача ребенка родителям;

– уход домой.

Продолжение таблицы.

Заключение ведущего специалиста по итогам работы с ребенком : мальчик посещает ГКП «Особый ребенок» и в гостевом режиме группу № 6. В детский сад идет охотно, в режиме ГКП в основном получает занятия специалистов, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со сверстниками вступает избирательно. Инициативу в общении принимает от Нелли, Миши, Паши. По отношению к ним начал проявлять инициативу в общении, в игре. В организованные взрослыми виды деятельности вступает охотно. Самостоятельно одевается, застегивать одежду затрудняется из-за имеющихся физических нарушений. По примеру сверстников и напоминанию воспитателя моет руки, пользуется туалетом, причесывается перед зеркалом. Рекомендовано включение в группу № 6.

3-й этап. Май – по настоящее время.

Посещение группы компенсирующей направленности в общем режиме. Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК, массаж, сопровождение педагогом-психологом.

Пример 3.

Мальчик, возраст 4 года 8 месяцев.

Основные особенности развития: нарушения поведения и недостаточность развития психических функций у ребенка с расстройствами аутистического спектра; системное специфическое нарушение речи.

Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность существенно затруднена. Острые реакции протеста (кричит, падает на пол) при необходимости перейти в другое помещение, приходе незнакомых людей, особенно остро – при появлении сверстников.

Единственный ребенок в семье. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности, коррекция интеллектуальных и поведенческих особенностей.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – декабрь.

По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 2 годам. Определены основные задачи, индикаторы и формы фиксации коррекционной работы на первом этапе (таблица 12).

Таблица 12.

Формы и условия работы с ребенком:

– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

– индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;

– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Структура гостевого визита:

– «игра рядом»: приглашенные дети заняты деятельностью, организованной сопровождающим их специалистом (педагог-психолог ДОУ), ребенок свободен в выборе деятельности, педагог-психолог лекотеки наблюдает за его поведением (10 мин);

– свободная деятельность приглашенных детей (10 мин); специалисты наблюдают и в случае необходимости поддерживают инициативы детей;

– «приглашение»: организованная деятельность приглашенных детей с заранее спланированными взрослыми ситуациями, предполагающими возможность включения мальчика во взаимодействие с гостями (10 мин).

Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик 4 месяца посещает структурное подразделение Лекотека (болел с 23 сентября по 12 октября). За время посещения снизилась частота возникновения и острота проявления негативных реакций на приход в помещение взрослых и сверстников. На знакомых взрослых и сверстников негативных реакций нет в течение 6 недель. Установились предпочтения по отношению к детям гостевой группы. С Максимом и Варей появились единичные случаи поддержания игровых инициатив (прокатывание машинки, кормление игрушки, достраивание постройки). Может заниматься в игровой форме с учителем-дефектологом и учителем-логопедом в пределах 15 мин. Перенос в игровую и бытовую ситуацию материала, полученного на занятии, затруднен. Предпринимает попытки самостоятельно одеваться в присутствии и с помощью педагога-психолога. Рекомендовано продолжение посещения структурного подразделения Лекотека с визитами гостевой группы.

Приведем образец построения образовательного маршрута и основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.

Пример 4.

Мальчик, возраст 2 года 10 месяцев.

Основные особенности развития: поведенческие нарушения у ребенка с расстройствами аутистического спектра, неравномерная недостаточность психического развития.

Единственный ребенок в семье. В основном ребенком занимается мать. Мальчик прошел обследование в детской психиатрической больнице № 6, где была констатирована крайне низкая обучаемость. Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность затруднена. Не вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. В речи отдельные звукокомплексы, произносимые без соотнесения с предметами, людьми и ситуацией.

Были предприняты две попытки посещения дошкольных учреждений, откуда ребенка попросили забрать. Мать тяжело переживает состояние ребенка. Ближайшая образовательная цель семьей не определена, так как семья убеждена в отсутствии образовательных перспектив.

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.

1-й этап. Сентябрь – ноябрь.

По результатам комплексного обследования психологический возраст не установлен из-за особенностей поведения ребенка. Рекомендовано включение в группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (5 раз по 30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик не взаимодействует со сверстниками, не обращает на других детей внимания, если «попадаются на пути», с силой отталкивает. Проявляет признаки полового поведения. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в группе психолога и воспитателя реагирует только при физическом контакте. Не отпускает из поля зрения мать, протест выражает громким криком.

По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам невербальной коммуникации при общении с ребенком;

– инициирование интереса к сверстникам.

Индикаторы выполнения задач:

– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим педагогом-психологом;

– появление и увеличение количества случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой ситуации и предметов) взаимодействия матери с ребенком;

– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников.

Форма фиксации результатов: листы наблюдения.

Для последующего включения определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.

Формы работы с ребенком:

Игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

Участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях группы, в которую предстоит включение.

Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116).

2-й этап. Декабрь – март. Частичное включение ребенка в группу во второй половине дня во время свободной деятельности, проведения музыкальных и физкультурных занятий в сопровождении матери и психолога структурного подразделения Лекотека. Комплексные коррекционно-развивающие занятия (учитель-дефектолог + учитель-логопед, учитель-дефектолог + психолог) с участием матери в проведении занятия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Внутренние нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ для детей, посещающих группы комбинированной направленности Документами, обеспечивающими внутреннюю организацию деятельности учреждения, фиксирующими

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Виды образовательных маршрутов Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

Варианты построения образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в работу различных структурных подразделений ДОУ Рекомендации ПМПК по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и созданию условий для детей с ОВЗНиже представлены краткие

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Варианты образовательных маршрутов (из опыта работы ГОУ Детский сад комбинированного вида № 385 г. Москвы) Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников выявляет ряд проблем: первичный прием на ПМПК не дает

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Планы занятий для средней группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.Ход

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Планы занятий для старшей группы Занятие 1Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы.Ход занятияИгра «Назови игрушку».

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Планы занятий для подготовительной группы Занятие 1Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным

Из книги Азбука детского здоровья автора Шалаева Галина Петровна

Разные группы общения Группы по интересам помогают девочкам развиваться и находить свое место в мире еще по одной причине: они предоставляют возможность отойти от привычной схемы и взглянуть на себя по-новому, возможно более позитивно.Часто девочки существуют только

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Праздник для группы детей Если вы применяете метод освоения навыков в обычной школе, то там классы слишком многочисленны для того, чтобы подготовить отдельную церемонию для каждого ребенка. В таких случаях можно спланировать общий праздник для всех детей. Единственное

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Рекомендуемые группы слов Предметы домашнего обиходаСТУЛ СТОЛ ДВЕРЬОКНО СТЕНА КРОВАТЬВАННА ПЛИТА РАДИОТЕЛЕВИЗОР ДИВАН ТУАЛЕТКРЕСЛО КРАН ШКАФЭтот список может быть дополнен или сокращен в зависимости от вашего желания и домашней обстановки.А теперь перейдем к личным

Из книги автора

Из книги автора

Группы крови У каждого человека любой расы кровь принадлежит к одной из четырех групп. Эти группы никак не связаны с родословной человека, с его конституцией, внешностью или характером. Ребенок наследует группу крови отца или матери. Группа крови человека зависит от

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Группы поддержки Члены вашей семьи превращаются для вас в единомышленников, в опытных наставников, в группу поддержки. Получаемая вами информация, а также новые друзья превращаются для вас в незаменимых помощников и хорошее подспорье в течение вашего первого года в

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

    Ф. И. О. ребенка …………………..

    Дата рождения……………….. . Класс 6 Программа VIII вида

    Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее: обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).

    Особенности физического развития имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.

    Особенности психического развития

    Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.

    Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.

    Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах.

    Инициатор индивидуального образовательного маршрута:

Администрация образовательного учреждения (обоснование – ИПР).

    Цель, задачи: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.

* Формирование ЗУН по предметам с учётом возможностей ребёнка;

* коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.

* корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.

    Сроки 2014 -2015 учебный год.

    Формы взаимодействия с родителями:

    Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по математике и ПТО; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.

    Открытые занятия;

    Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.

    Лабораторная работа с родителями;

    Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»

    Тренинги;

    Другое _______________________________________________________

    Формы работы родителя с ребенком

п/п

Содержание

Сроки

Ориентировка во дворе дома

2014-2015 учебный год

Формирование гигиенических умений и навыков

2014-2015 учебный год

Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых

дома

2014-2015 учебный год

Умение выполнять покупки в магазине

2014-2015 учебный год

    Круг специалистов

Специалист

Содержание

Сроки / результат

Педагог - психолог

Учитель - логопед

Занятия по коррекции нарушений

письма и чтения путём:

Развития фонематических процессов;

Развития навыков языкового анализа и синтеза;

Уточнения и расширения лексического словаря;

Развития грамматического строя речи;

Развития связной речи, коммуникативных навыков общения;

Развития моторных функций.

2014-2015 учебный год

С с сентября 2014г. года по май

2015г.

групповые

занятия 2 раза

в неделю:

среда, пятница.

26.12.2014г.-

динамика

положительная.

27.04.2015г.-

динамика

положительная.

Учитель- дефектолог

Индивидуально – коррекционные занятия по

развитию ВПФ.

Коррекции познавательной деятельности.

2014-2015 учебный год

Индивидуальная форма работы дала положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН – по математике имеет положительный результат. Научилась решать задачи на движение, освоила табличное умножение и деление.

Учитель ПТО («швейное дело»)

Развитие ориентировочной и планирующей деятельности;

Развитие мелкой моторики, координации движений;

Формирование эмоционально-волевых качеств и положительной мотивации к труду.

Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда.

2014-2015 учебный год

Справилась с программным материалом за 5 класс, ликвидирована задолжность за 5 класс на оценку «удовлетворительно». Самостоятельные и практические работы выполнила на «3».Небольшая положительная динамика по всем показателям и критериям коррекционно-развивающей деятельности.

Ориентировочная и планирующая деятельность на среднем уровне;

Мелкая моторика и координация движений на среднем уровне;

Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда на низком уровне

Учитель математики

Развитие учебных навыков; - формирование элементарных математических представлений, навыков чтения, с учётом психофизиологических особенностей обучающегося; - уточнение и обогащение представлений о себе и окружающем мире; - развитие пространственно-временных представлений; - повышение уровня общего и речевого развития; - формирование нравственных качеств; - охранительный режим жизнедеятельности.

Положительная динамика. С контрольными работами за 5 класс справилась на «4» и «3». С контрольными работами за 6 класс справилась на «3».

Педагог дополнительного

образования

Элементарные навыки работы на ПК.

(«Смайлик»);

Знание необходимых правил дорожного движения

«Дорожная азбука»

Развитие мелкой моторики рук («Творчество»)

2014-2015 учебный год

Положительная динамика при пользовании ПК

Результаты тестирования по ПДД: «средний уровень».

Положительная динамика

Социальный педагог

Формирование культуры поведения в социуме

Положительная динамика

    Оценка результатов: «швейное дело»: незначительная положительная динамика.

    Для родителей: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье.

    Для педагогов __________________________________________________________

    Для узких специалистов: учитель-логопед – продолжить работу по коррекции нарушений письма и чтения.

Зам. директора. по УВР:

Учитель ПТО:

Учитель математики:

Учитель – дефектолог:

Учитель – логопед:

Специально разработанная пошаговая программа, для достижения определенных целей ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Создается она в личном порядке, с учетом всех особенностей определенного человека.

Для чего нужен маршрут ребенку и как его составляют?

Маленькие дети, с психическими или физическими недостатками развития нуждаются в дополнительной помощи, особенно это касается социализации и образования. Они могут получить статус ОВЗ, еще даже не поступив в детский сад. Как только врачи смогут оценивать интеллектуальный уровень и физическое развитие, они определят наличие отклонений.

Иногда диагноз уже стоит с рождения, но некоторые заболевания можно увидеть только после того, как малыш подрастет достаточно, чтобы можно было увидеть несоответствие его развития возрасту. Например, аутизм или олигофрения. Как только будет определено отклонение от нормы, если оно подпадает под категории ОВЗ, специальная комиссия предложит оформить этот статус. Он используется в большей мере именно для определения методик и системы образования.

Индивидуальный маршрут учитывает абсолютно все особенности ребенка:

  • болезнь;
  • уровень развития;
  • влияние окружающих факторов;
  • психическое состояние;
  • возможные цели;
  • стремление к обучению;
  • влияние семьи на развитие ребенка;
  • контактность и социальность;
  • наличие генетических заболеваний.

Абсолютно каждый человек из окружения ребенка, а также обстановка, отношения семьи, все это влияет на психику и восприятие окружающего мира. Поэтому при составлении программы, педагоги ставят цели и стараются с ребенком их достичь. В нем максимально подробно расписан каждый шаг в течение определенного срока. При этом это не только учебные задания, для повышения интеллектуального уровня, уделяется внимание и умению общаться, дружить, строить отношения.

Основные цели создания ИОМ?

Основная цель проектирования – подбор личной системы развития. Главные задачи:

  • разработка личной программы развития;
  • создание учебного плана в соответствии с проблемами здоровья;
  • подготовка учащегося к внедрению в социальную среду.

Никто не заставляет родителей переходить на индивидуальный маршрут. Чем более дифференцирована будет программа, с учетом абсолютно всех особенностей развития и окружения, тем больше вероятность, что в дальнейшем он сможет стать полноправным членом общества. Потеря зависимости от семьи и родителей, еще одна из задач которую преследует государство, пытаясь помочь семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями.

Индивидуальный образовательный маршрут для кого?

Составление индивидуального маршрута развития начинается с изучения истории болезни и решения родителей, что их ребенок будет учиться по индивидуальной программе. После того как согласие будет получено комиссия обсудит все особенности программы и оформит ее должным образом. ИОМ используется для максимально эффективного обучения ребенка. Он создается совместно с врачом-психологом, лечащим врачом и родителями. Это схема действий, разработанная в дополнение к индивидуальному учебному плану.

Существует одна особенность: индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа не являются законодательно утвержденными документами, в отличие от индивидуального учебного плана. По закону они несут только рекомендательный характер, но в последнее время активно разрабатываются программы, для того чтобы максимально индивидуализировать процесс учебы. Так учащийся будет лучше воспринимать окружающий мир и учебную информацию. В первые годы жизни, маршрут составляют, для того, чтобы иметь четко разработанный план действий.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута развития

Для того чтобы составить маршрут педагог, психолог и врач, работающие с ребенком:

  • определяют уровень умственного развития;
  • влияние заболевания на образовательный провес;
  • рассчитываются цели и методики их достижения;
  • определяется время на их достижение;
  • разработка плана;
  • определение способа оценки достигнутых результатов.

Настолько тщательная работа проводится для того, чтобы не навредить хрупкой психике. Так как зачастую при серьезных ошибках повторить попытку не удастся.

Основные составляющие индивидуального образовательного маршрута

В основе плана индивидуального маршрута лежит типовой документ, состоящий из нескольких разделов:

Составляющие ИОМ

Раздел Что указывается в разделе
титульный лист название образовательного учреждения, полное имя ребенка, родителей, диагноз и т.д.
пояснительная записка анамнез, дополнительные сведения и причины по которым разрабатывается инструкция
характеристика описание уровня развития и психологического состояния ребенка
сведения социального характера отношения с окружающими, контактность и самостоятельность
медицинские данные диагноз и прогнозы врачей
информационный раздел полноценный план действий на ближайшее время.

Маршруты направлены на индивидуализацию работы с каждым ребенком для того, чтобы их можно было учить в обычной школе. Он учитывает не только умственные и физические способности, но даже и количество детей в семье, взаимоотношения с родителями и прочие факторы, которые могут повлиять на психическое состояние.

Структура индивидуального образовательного маршрута развития

Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Задача специальной комиссии, в состав которой входят медики, психологи и педагоги. Они разрабатывают индивидуальный план. Его структура будет отличаться в зависимости от нескольких факторов:

  • диагноз;
  • уровень развития;
  • возраст;
  • цели.

Маршрут дошкольника обычно может иметь две основные цели – попадание в группу детского сада или подготовка к инклюзивному образованию в общеобразовательной школе. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий по повышению умственных, коммуникативных и социальных навыков.

После составления маршрута и утверждения его с руководством сада или школы, сопровождением его исполнения занимается специальная служба, предусмотренная в команде управления образовательным учреждением.

В большей степени маршрут касается воспитателя или педагога и родителей. Так, как только их совместная работа поможет добиться результатов. Он влияет на расписание занятий, сложность заданий и даже прогулки или посещение общественных мест. Тем более в нем указывается уровень нагрузки на учебе, возможная сложность и задачи с которыми ребенок точно должен справиться. При смене учебного заведения документ остается действительным, как и при замене педагога.

2024 kidspartyband.ru. Литература в школе.